Главная

Этнокультуроведческий компонент как основа профессиональной подготовки будущих педагогов: традиции и обычаи празднования престольных праздников

17 октября 2017 года в Центре межкультурной коммуникации НИУ «БелГУ» состоялось мероприятие, посвященное этнокультуроведческому компоненту в воспитании современного поколения. Встреча была организована преподавателями и студентами факультета дошкольного, начального и специального образования Педагогического института. В ней приняли участие члены ассоциации выпускников, преподаватели, российские студенты и студенты иностранных землячеств НИУ «БелГУ».

Внимание было уделено традициям и обычаям престольных праздников, в числе которых Покров Пресвятой Богородицы. Он отмечается в Русской православной церкви 14 октября.

Н.М. Ильенко, заместитель декана по СВР, рассказала о том, что значили престольные праздники для наших предков, в честь какого события была написана икона Покрова. Также студенты познакомились с некоторыми храмами Покрова в Белгородской области.


В.О. Фёдорова, доцент кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства, член Союза художников, уделила особое внимание монументальной росписи храмов, которую используют в оформлении интерьеров и экстерьеров (фасадов) зданий.


В.О. Фёдорова в составе бригады художников под руководством А.С. Работного участвовала в росписи храмов. Она рассказала о росписи храмов и соборов Белгородской области: Преображенского кафедрального собора (г. Губкин), Преображенского кафедрального собора (г. Белгород), Храма Апостолов Петра и Павла (пос. Прохоровка, Белгородской обл.), Храма иконы Донской Божией Матери (с. Холки, Белгородская обл.), Крестовоздвиженского храма (г. Белгород) и других.


Она отметила, что если в прошлом веке верующий человек – это, в основном, крестьянин, то сегодня – это чаще горожанин, человек культуры и искусства. Это образованный человек, понимающий, что без возрождения духовной составляющей народа невозможно формирование стойких нравственных позиций, возрождение и сохранение культуры, родного языка, знания и понимания истории, обеспечение полноценного патриотического воспитания.

Она рассказала о законах перспективы в реалистичной живописи, о каноне, на который опираются художники в иконописи.

Валерия Олеговна познакомила присутствующих с росписью Преображенского кафедрального собора в Белгороде, с сюжетом, посвященным Покрову Пресвятой Богородицы.

Студенты факультета Марина Шатохина и Елизавета Затолокина отметили, что очень важно применять этнокультуроведческий подход уже в воспитании младших школьников. Студентки анализировали программный материал по литературному чтению, отметив, что в учебниках редко встречаются художественные произведения, в которых упоминается о православных праздниках и традициях. Они отметили, как важно приобщать детей к русским традициям и обычаям во внеурочной деятельности через организацию фольклорных праздников и мероприятий.


Н.М. Ильенко продемонстрировала видеофрагменты престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, который состоялся 14 октября в с. Тростенец Новооскольского района, где ей посчастливилось поучаствовать.

Праздник Покрова долгое время воспринимался как «встреча осени с зимой», связывался с циклом сезонных работ по хозяйству. К началу октября завершались полевые работы, загонялся в стойла скот. Свободного времени становилось больше, приходило время свадеб и гуляний. На Покров старались утеплить дом и навести порядок. При этом приговаривали: «Не утеплишь дом до Покрова — всю зиму будешь мерзнуть».

В праздник жгли засохшие ветки яблонь, так как считалось, что они обеспечат тепло в доме на всю зиму, да и следующий год будет урожайным.

Наталья Михайловна рассказала о том, как раньше в деревнях танцевали целыми улицами, какие песни исполняли. Присутствующие познакомились с элементами женского народного костюма, который имел свои особенности в каждой возрастной группе.

Собравшиеся увидели народную куклу-оберег с яблочком внутри, которую девушки делали в праздник Покрова.

Особое внимание было уделено пословицам, поговоркам и приметам, связанным с этим праздником.


Этнокультуроведческий компонент позволяет осуществить связь поколений, укрепить национальный дух, воспитать патриотические чувства, этнокультурную идентификацию. Иностранные студенты узнали больше о культуре русского народа и о красоте народных обрядов.

Дополнительная информация