Главная

Научно-исследовательская деятельность секции дошкольного образования

Основными направлениями научно-исследовательской работы являются:

- развитие здоровьеориентированной профессиональной системы подготовки педагога – Волошина Л.Н., Глазунова Л.И., Нагель О.П.;

- профессиональное развитие педагогов дошкольного образования на основе компетентностного подхода – Маркова В.В., Бондарчук А.И., Проскурина Т.Д., Иванова Т.И., Лащенко Н.Д., Максимова И.В.;

- социально-личностное развитие дошкольников ‒ Панасенко К.Е., Шинкарева Л.В., Галимская О.Г., Шаталова Е.В., Арзуманова Т.Д.

В рамках этих направлений осуществляется руководство научно-методическими семинарами, курсовыми и дипломными работами студентов, выполняются научно-исследовательские проекты, проводятся научно-практические конференции.

Преподаватели и студенты принимают активное участие в конкурсах и грантах Министерства образования РФ, внутривузовских студенческих конкурсах. Научный проект «Проблемы социально-психологической адаптации детей и молодежи в условиях модернизации Российского образования» ‒ научный руководитель ‒ профессор Волошина Л.Н. в 2011 г. поддержан РГНФ. Победителями внутривузовского конкурса грантов стали студенты магистратуры Прохорова А., Якуш О. – научный руководитель ‒ профессор Л.Н.Волошина. В 2011 г. проект студентки магистратуры Кривцовой Елены Анатольевны, выполненный под руководством доктора педагогических наук, профессора Волошиной Л.Н. награжден дипломом II степени открытого Всероссийского конкурса общественных инициатив в области здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий.

Результаты исследований преподавателей секции по профилю подготовки обогащают содержание профессиональной образовательной программы. На основе интеграции различных направлений научной работы кафедры построены специальные курсы, курсы по выбору, освоение которых способствует расширению кругозора будущих педагогов дошкольного образования, выходу на более высокий теоретический уровень, росту их самостоятельности и творческой активности, становлению потребности в профессиональном самообразовании и самосовершенствовании.

Сегодня научная деятельность секции сосредоточена на проблемах научного обеспечения содержания и методов работы с детьми в связи со стандартизацией дошкольного образования, а также проблемах формирования актуальных профессиональных компетенций будущих руководителей системы дошкольного образования. Результаты научных исследований ученых–преподавателей кафедры широко представлены на страницах профессиональных журналов из списка ВАК.

Кафедра успешно сотрудничает с Российской Академией образования, Российской Макаренковской ассоциацией, вузами Украины. В 2010-2013 г реализован проект международного сотрудничества с Бременским университетом. Научно-методические семинары, мастер-классы, I Международный конкурс презентаций проектов «Вместе открываем мир» способствовали обмену инновационным опытом естественнонаучного образования дошкольников.

Новая парадигма образования, изменение требований к педагогу с высшим образованием вызвали необходимость пересмотра структуры, содержания и технологии подготовки педагогов дошкольного профиля.

В последние годы внимание коллектива кафедры сосредоточено на внедрении концепции уровневого образования, создание программ и учебно-методических комплексов дисциплин общепрофессиональной и профильной подготовки по новым ФГОС ВПО. Кафедрой осуществляется активный поиск новых моделей профессиональной подготовки руководителей дошкольных учреждений.

По запросу управления образования администрации г. Белгорода разработана образовательная программа магистратуры  «Управление системой дошкольного образования» (Л.Н. Волошина, К.Е. Панасенко).

В быстро меняющемся образовательном пространстве на первое место выходят такие содержательные компоненты подготовки педагогов как компетентность, способность к анализу и самоанализу, потребность в самосовершенствовании, склонность к творчеству, любовь к профессии. Поэтому структурным компонентом профессиональной подготовки являются образовательные технологии. Преподаватели кафедры выбирают те, которые способствуют развитию у будущих педагогов навыков самостоятельной работы, развивают аналитические способности, инициативу, умение решать сложные педагогические задачи. Студенты разрабатывают и защищают творческие проекты («Когда и где рождается педагог», «Дошкольник 21 века»), составляют конспекты занятий, планы проведения педагогических советов и т.д.

 

 

Мы хорошо понимаем, что нашим выпускникам предстоит войти в детский сад, который значительно отличается от того, где проходило их собственное детство. Новые ценности, направленность на развитие личности ребёнка, информационная насыщенность, наукоёмкость - вот далеко не все штрихи к портрету современного дошкольного образования. Оно требует несравненно более высокой квалификации педагога, чем это имело место ранее.

Надо заметить, что демонстрировать опыт творческого отношения к профессиональной деятельности может выпускник, совершивший за период обучения в вузе восхождение к профессиональной компетентности, прошедший своеобразную социальную адаптацию к профессии, во время практики, апробировавший свой научный потенциал.

Поэтому ведущими направлениями профессиональной подготовки на кафедре дошкольной педагогики и психологии являются ориентация на инновационный опыт, включение будущих бакалавров и магистров педагогики в экспериментальную деятельность базовых дошкольных учреждений, участие в мастер-классах победителей конкурсов педагогического мастерства. Всё это способствует самоопределению будущих педагогов, повышает интерес к исследовательской и творческой деятельности, профессиональную активность.

Уже на студенческой скамье будущие педагоги приобретают опыт участия в профессиональных конкурсах. Сазонова Руслана стала серебряным призером IX Всероссийских молодёжных Дельфийских игр.

В городском конкурсе профессионального мастерства 2011 года «Сердце отдаю детям» (номинация «Педагогический дебют») призовые места заняли студенты магистратуры Гребцов Михаил и Ермоленко Марина.

Руководство преподавателей кафедры экспериментальной работой ДОУ, социальное партнёрство с ассоциацией «Детский сад Белогорья», взаимодействие с педагогами - новаторами, позволяет включить будущих педагогов дошкольного образования в единое инновационное пространство региона, присваивать эффективные способы образовательной деятельности, приобщиться к системе ценностей, которая создаётся и переживается совместно в профессиональном педагогическом сообществе.

Кафедра является центром оказания научно-методической помощи колледжам, дошкольным учреждениям региона, организует обмен опытом научно-методической работы в сфере дошкольного образования, консультирование, рецензирование, научно-практические семинары.

 

 

 

 

 

 

Дополнительная информация