Главная
Моделирование как метод познания окружающего мира младшими школьниками
- Подробности
- Обновлено 18.10.2019 06:22
- Автор: Стариченко Д.Е. доцент кафедры ТПиМНОиИЗО
Целью семинара являлся коллективный поиск путей реализации требований ФГОС НО к личностным, метапредметным и предметным результатам образования младших школьников, которые должны уметь использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, владеть логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.
Проблема семинара состояла в том, что до сих пор нет устоявшейся общепринятой точки зрения на место моделирования среди методов познания. Множество мнений исследователей, занимающихся данным вопросом, укладываются в некоторую область, ограниченную двумя полярными мнениями. Одно из них рассматривает моделирование как некий вторичный метод, подчинённый более общим (например, его рассматривают как разновидность эксперимента). Другое же, наоборот, называет моделирование «главным и основополагающим методом познания». Каково значение данного метода в обучении младших школьников, каковы его возможности – предстояло разобраться участникам семинара. В рамках семинара обсуждалось применение метода моделирования на различных уроках, рассматривались приёмы моделирования и технология создания предметных моделей по отдельным темам программы начальной школы.
Участники семинара пришли к выводу, что моделирование в современных условиях развития общества приобрело общенаучный характер и может эффективно применятся в исследованиях живой и неживой природы в науках о человеке и обществе. Практическая значимость семинара заключалась в творческой разработке студентами статических и динамических моделей. Модели предназначались для освоения содержания предметов «Технология», «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир» в начальной школе. Студенты не только демонстрировали созданные ими предметные модели, но и доказывали эффективность их создания с младшими школьниками в учебном процессе или же использования в качестве наглядного средства обучения. В ходе семинара будущие учителя получили необходимые профессиональные знания, приобрели практические умения творческого применения метода моделирования в обучении младших школьников.