Главная
Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве
- Подробности
- Обновлено 13.12.2018 09:11
- Автор: Стебунова К.К., доцент кафедры ТПиМНОиИЗО
Международная научно-практическая конференция, приуроченная к 85-летию научно-методического журнала «Начальная школа», объединила известных ученых из России, Казахстана, Узбекистана, Республики Беларусь, представителей журнала «Начальная школа», корпорации «Российский учебник», учителей, магистрантов, студентов. Участники научного мероприятия обсудили вопросы, связанные с проблемами социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась декан факультета, кандидат филологических наук, доцент В.В. Демичева, которая отметила многолетнее сотрудничество журнала и факультета.
– Редакция журнала – это настоящая семья единомышленников. Именно это позволяет журналу оставаться на острие педагогической науки и в эпоху перемен сохранять свой высокий статус, – подчеркнула Вера Демичева.
Обращаясь к участникам конференции, проректор по образовательной деятельности НИУ «БелГУ», кандидат технических наук, доцент А.В. Маматов отметил, что ему приятно приветствовать один из старейших научно-методических журналов в стенах нашего вуза.
– Ваш журнал уже много лет успешно пропагандирует научные идеи и практический опыт развития и совершенствования начального образования тысячам читателей, является инновационной площадкой для дискуссий, обобщения передового педагогического опыта», – сказал Александр Маматов.
Приветствуя научную и педагогическую общественность, главный редактор научно-методического журнала «Начальная школа», кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник С.В. Степанова отметила, что журнал и факультет связывает двадцатипятилетняя дружба, 3 номера издания посвящены описанию особенностей организации обучения и воспитания в сфере начального образования на Белгородчине. Статьи, связанные с вопросами социализации и индивидуализации личности младшего школьника, регулярно появляются на страницах журнала.
По решению редколлегии журнала Светлана Степанова наградила завучей школ г. Белгорода и Белгородской области за плодотворное сотрудничество, студентов, магистрантов и аспирантов факультета – за достигнутые успехи в учебной и научно-исследовательской деятельности – годовой подпиской на журнал.
Участников конференции приветствовали директор Белгородского института развития образования Татьяна Балабанова, заместитель директора Педагогического института НИУ «БелГУ» по научной работе Иван Шатохин, директор центра дошкольного и начального образования корпорации «Российский учебник» Марина Рожкова.
В ходе научной части заседания с докладами выступили профессор Курского государственного университета, доктор педагогических наук Александр Валентинович Репринцев, рассказавший о рисках и противоречиях социализации детей и молодежи в современном мире; профессор Российского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук Лариса Владимировна Савельева, рассмотревшая лингвистическое развитие младших школьников с разными познавательными стратегиями как перспективное направление индивидуализации обучения русскому языку; директор центра дошкольного и начального образования корпорации «Российский учебник» Марина Викторовна Рожкова, сообщившая присутствующим о благотворительности и волонтерстве как эффективных формах социализации школьников, обратила внимание на образовательные проекты корпорации: «Страна с великой историей. Пишем историю вместе», «Страна читающая», «Уроки добра» (реализуется совместно с фондом К. Хабенского); ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук Марина Ивановна Кузнецова, рассказавшая об формировании функциональной грамотности младших школьников.
Подводя итог в работе научной части пленарного заседания, профессор НИУ «БелГУ», доктор педагогических наук Людмила Николаевна Волошина отметила, что участниками конференции определены актуальные задачи, уточнены новые идеи создания условий для успешной социализации и индивидуализации дошкольников и младших школьников с учетом преемственности дошкольного и начального образования. Пленарные доклады свидетельствуют об усилении взаимодействия педагогической науки и практики в поисках научно обоснованных путей обеспечения социальной успешности обучающихся.
После пленарного заседания прошла работа секций, где ученые, учителя-практики и студенты обсудили проблемы социализации и индивидуализации растущего человека в контексте идей XXI века; содержание и перспективы социализации-индивидуализации как единого процесса социального и личностного развития растущего человека в условиях стандартизации образования; механизмы социализации и индивидуализации обучающихся в образовательном пространстве; технологии, формы, средства социализации и индивидуализации обучающихся в различных видах деятельности (в соответствии с ФГОС); вопросы социализации-индивидуализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном процессе и др.
В рамках конференции состоялся круглый стол «Актуальные проблемы начального образования», модераторами которого стали кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, редактор научно-методического журнала «Начальная школа» С.В. Степанова и кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, заместитель главного редактора научно-методического журнала «Начальная школа» О.Ю. Шарапова. Члены редакционной коллегии журнала рассказали об основных направлениях деятельности научного издания в настоящее время, осветили круг вопросов, которые затрагиваются авторами в статьях, обсудили с участниками встречи проблемы, связанные с преподаванием отдельных предметов в соответствии с ФГОС, рассказали о перспективах работы.
Жеребненко О.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии НИУ «БелГУ» провела мастер-класс по песочной терапии для педагогов Белгорода и Белгородской области. Цель такой терапии, по мнению Оксаны Александровны, не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Игры с песком решают целый ряд психолого-педагогических задач: развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; развивают мелкую моторику, глазомер и т.д.
Вопросы социализации и индивидуализации личности также стали предметом обсуждения в ходе работы Школы молодого преподавателя и во время Фестиваля исследовательских работ школьников и дошкольников.
Завершилось научное мероприятие праздничным концертом, где звучали поздравления в адрес журнала «Начальная школа».
Оргкомитет конференции выражает благодарность профкому НИУ «БелГУ» за оказанную поддержку в проведении концерта.
Доц. С.В. Петрова, доц. Е.В. Иващенко
Фото О. Калининой