Главная

Круглый стол «Культура речи – культура общения»

В рамках Дней русского языка на факультете дошкольного, начального и специального образования состоялся круглый стол «Культура речи – культура общения», в работе которого приняли участие студенты групп 02021701, 02021702, 02021703.

В повестку дня были включены вопросы, связанные с проблемами функционирования русского языка в современном российском обществе. В ходе рассуждений студенты пришли к выводу о том, что говорить правильно необходимо. Им бы очень хотелось безупречно владеть литературным языком, так это необходимый инструмент, ключ к достижению жизненного и профессионального успеха личности. Участники круглого стола также отметили, что для современной языковой ситуации в России характерно увеличение числа заимствований, либерализация норм русского литературного языка, использование нецензурной лексики. Все это позволяет говорить о снижении уровня речевой культуры населения.

В ходе работы бакалаврам были предложены задания, выполнение которых позволило выявить состояние языкового паспорта личности участников дискуссии. Положительной оценки заслуживает то, что студенты первого курса в достаточной степени владеют языковыми нормами, навыками ведения деловой беседы, публичного выступления. Как отметили сами бакалавры, работа над правильностью речи не заканчивается для них на данном этапе. Изучение русского языка в вузе должно быть направлено на дальнейшее языковое развитие личности, совершенствование навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения.


Рассуждая о мерах, которые могли бы способствовать повышению уровня речевой культуры носителей русского языка, участники круглого стола высказывали следующие предложения: необходимо постоянно вести целенаправленную языковую политику; при трудоустройстве к кандидату должны предъявляться требования, отражающие степень его владения родным языком.

Вопросы совершенствования речевой культуры связаны с личными потенциями человека. Каждый из нас вправе решать, как ему говорить, какие языковые средства использовать, каждому предоставлена свобода выбора. Но в данном случае свобода сопряжена с ответственностью за судьбу языка, за культурное наследие страны, а также с ответственностью перед подрастающим поколением, поскольку совсем скоро сегодняшние студенты придут в школу в качестве педагогов и будут не только заниматься языковым развитием младших школьников, но выступать для них в качестве образца. Главной задачей в деле повышения речевой культуры носителей языка, по мнению участников круглого стола, является создание оптимальных условий для возможности свободного и ответственного выбора.

С.В. Петрова, 
доцент кафедры теории, педагогики и методики
начального образования и изобразительного искусства 

Дополнительная информация