Организация социально-воспитательной работы на факультете

Основным направлением образовательной деятельности университета является воспитательная работа. В основу воспитательной работы факультета дошкольного, начального и специального образования педагогического института положен ряд принципиальных идей, отражающих современные тенденции развития мирового и российского высшего образования. Это идеи демократизации процесса образования, социокультурной толерантности, гуманизации и гуманитаризации процесса подготовки профессионалов высшей квалификации.

В процессе обучения на факультете дошкольного, начального и специального образования педагогического института каждому студенту предоставляются условия для:

  • интеллектуального развития,
  • культурного и нравственного развития,
  • получения высшего образования и квалификации в соответствии со способностями, знаниями и желаниями,
  • обеспечения качества образования, повышающего профессиональную мобильность и социальную защищенность личности в условиях рыночной экономики,
  • социализации,
  • гражданского становления,
  • обретения общественно-значимых ценностей.

Организация воспитательной работы строится с учетом реалий развития страны, региона, системы образования, конкретных групп населения и имеет социально-адаптационную (подготовка студентов к жизни в современном обществе) и профориентационную (открывающую возможности для самореализации в избранном направлении профессиональной деятельности) направленность.

Социальная работа в неразрывной связи с воспитательной работой предполагает организацию взаимодействия со студентами, в том числе и с социально незащищённой их категорией, с целью выявления их социально-бытовых условий, возникающих трудностей, привнесения целесообразных изменений и преобразований в их жизнедеятельность.

Необходимым условием реализации функций воспитательной работы является создание гуманитарной (социокультурной) воспитывающей среды, направленной на формирование системы взглядов и качеств личности, требуемых обществом и государством согласно Закону РФ «Об образовании». Требования Закона «Об образовании» включают активную деятельность студенческого самоуправления в планировании и организации учебно-воспитательного процесса. Системообразующей основой гуманитарной (социокультурной) воспитывающей среды является формирование сотрудничества (взаимодействия) студентов и профессорско-преподавательского состава факультета в разнообразных сферах общественно-организационной, научно-познавательной, духовно-нравственной деятельности. 

В качестве теоретической основы воспитательной работы выступают педагогические, психологические и социологические теории и концепции непрерывного образования, деятельностного и культурологического подходов к становлению личности, личностно-ориентированного образования и воспитания, социального развития молодежи и т.д.

Направления воспитания являются конкретным воплощением содержания воспитательной работы факультета и охватывают основные сферы жизни и деятельности.

В основных направлениях в сжатом виде выражается содержание, определяются общие формы и методы воспитательной работы.

Содержание воспитательной работы может быть представлено в трёх ведущих направлениях:

• Профессионально-трудовое воспитание студентов.

• Гражданско-правовое воспитание студентов.

• Культурно-нравственное (общекультурное) воспитание студентов.

Мероприятия на факультете планируются исходя из следующих направлений воспитательной работы:

  1. Организационная работа
  2. Духовно-нравственное воспитание
  3. Гражданско-патриотическое и правовое воспитание
  4. Культурно-эстетическое воспитание.
  5. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни.
  6. Социальная поддержка студентов.
  7. Деятельность органов студенческого самоуправления.
  8. Организация деятельности кураторов академических групп.
  9. Организация воспитательной работы в общежитиях университета.

Содержание воспитания, выраженное в направлениях воспитательной работы, конкретизируется в Общем плане воспитательной работы факультета.

 

Направления внеучебной работы со студентами

 • Проведение культурно-массовых, физкультурно-спортивных, научно-просветительских мероприятий, организация досуга студентов:

  1. Организация и проведение праздничного мероприятия на кафедрах «Посвящение в специальность»
  2. Торжественное собрание на факультете, посвященное «Дню учителя»
  3. Мероприятия, посвященные борьбе со сквернословием
  4. Цикл мероприятий, посвященных празднованию знаменательных дат
  5. Проведение факультетского смотра-конкурса талантов первокурсников "Первокурсная жемчужина", участие победителей факультетского конкурса в гала-концерте «Таланты первокурсников»
  6. Конкурсная программа «Представление у новогодней ёлки»
  7. Участие в конкурсе профоргов «Верёвочный курс»
  8. Организация и проведение конкурсной программы «Посвящение в студенты»
  9. Организация театрализованного поздравления преподавателей факультета с Днём учителя
  10. Организация конкурса стенгазет, посвященных Дню учителя
  11. Осуществление взаимодействия с образовательными учреждениями (Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних Белгородского района и др.)
  12. Организация участия в тренинге-подготовке к конкурсному отбору в рамках Федеральной стипендиальной программы В. Потанина
  13. Организация конкурсных игровых программ для детей Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Белгородского района
  14. Новогоднее поздравление воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Белгородского района (п. Разумное).
  15. «Татьянин День». Поздравление студентов факультета с днём российского студенчества. Заседание дискуссионного клуба «История студенчества, имидж современного студента».

• Создание творческих, физкультурных и спортивных объединений и коллективов, объединений студентов и преподавателей по интересам и организация их работы (работа проблемных групп, деятельность танцевальных коллективов );

• Проведение мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание студентов;

• Организация работы по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и ВИЧ-инфекции среди студентов (мероприятия в рамках месячника по профилактике наркомании и СПИДа: смотр-конкурс студенческих плакатов; кураторские часы на тему: «Мы выбираем здоровье. Наркотикам - нет!»);

• Изучение проблем студенчества и организация психологической поддержки, консультационной помощи (мониторинг адаптации студентов-первокурсников; выявление интересов, трудностей в процессе обучения);

• Пропаганда физической культуры и формирование потребности в здоровом образе жизни (организация спортивно-оздоровительной деятельности на факультете, организация участия в межфакультетских соревнованиях);

• Содействие в работе студенческим клубам и объединениям (участие в добровольческих акциях «Мы рядом», «Раскрасим мир вместе», «Тёплым словом – добрым делом», «Посылка солдату»);

• Поиск и внедрение новых технологий, форм и методов внеучебной деятельности.

Организация внеучебной работы со студентами факультета дошкольного, начального и специального образования педагогического института реализуется на пяти основных уровнях управления: на уровне вуза, педагогического института, факультета, кафедры, группы.

На факультете дошкольного, начального и специального образования педагогического института взаимодействуют заведующие кафедрами, заместители декана, кураторы, студенческий совет, актив группы.

Руководящим органом студенческого самоуправления является студенческий совет. В состав студенческого совета входят ответственные за культурно-досуговую, научную и учебную деятельность, информационную, волонтёрскую, профсоюзную, трудовую, физкультурно-оздоровительную деятельность, а также ответственный за связь с общеобразовательными, культурно-просветительскими и социальными учреждениями. Возглавляет работу актива председатель студенческого совета, который согласовывает деятельность студенческого самоуправления с деятельностью председателя профсоюзного бюро факультета. Студенческое самоуправление, представленное студенческим советом, действует на факультете дошкольного, начального и специального образования в целях защиты прав, реализации интересов, развития творческого потенциала студентов, активизации студенческой жизни, более четкой организации учебно-воспитательного процесса, координации совместных действий со структурами НИУ «БелГУ».

Для стимулирования работы преподавателей и студентов факультета дошкольного, начального и специального образования педагогического института по организации внеучебной работы предусмотрено моральное и материальное стимулирование:

- награждение дипломами, грамотами, свидетельствами победителей и участников мероприятий;

- объявление благодарности от имени ректора преподавателям, сотрудникам и студентам за активное участие в организации внеучебной работы на факультете, в вузе в целом;

- материальное стимулирование организаторов и участников внеучебных мероприятий производится при наличии соответствующих средств в университете.

Принцип системности в организации социально-воспитательной работы способствует достижению высоких результатов студентов во внеучебной деятельности.

Таким образом, социально-воспитательная работа позволяет студентам не только реализовать себя в различных видах деятельности, но и способствует формированию профессиональной педагогической культуры будущих профессионалов.

Информация предоставлена зам. декана по СВР доц. Н.М. Ильенко 21.11.2022