Организация социально-воспитательной работы на факультете

Основным направлением образовательной деятельности университета является воспитательная работа. В основу воспитательной работы факультета дошкольного, начального и специального образования положен ряд принципиальных идей, отражающих современные тенденции развития мирового и российского высшего образования. Это идеи демократизации процесса образования, социокультурной толерантности, гуманизации и гуманитаризации процесса подготовки специалистов высшей квалификации.

В процессе обучения на факультете дошкольного, начального и специального образования каждому студенту предоставляются условия для:

  • интеллектуального развития,
  • культурного и нравственного развития,
  • получения высшего образования и квалификации в соответствии со способностями, знаниями и желаниями,
  • обеспечения качества образования, повышающего профессиональную мобильность и социальную защищенность личности в условиях рыночной экономики,
  • социализации,
  • гражданского становления,
  • обретения общественно-значимых ценностей.

Организация воспитательной работы строится с учетом реалий развития страны, региона, системы образования, конкретных групп населения и имеет социально-адаптационную (подготовка студентов к жизни в современном обществе) и профориентационную (открывающую возможности для самореализации в избранном направлении профессиональной специализации) направленность.

Социальная работа в неразрывной связи с воспитательной работой предполагает организацию взаимодействия со студентами, в том числе и с социально незащищённой их категорией, с целью выявления их социально-бытовых условий, возникающих трудностей, привнесения целесообразных изменений и преобразований в их жизнедеятельность.

Необходимым условием реализации функций воспитательной работы является создание гуманитарной (социокультурной) воспитывающей среды, направленной на формирование системы взглядов и качеств личности, требуемых обществом и государством согласно Закону РФ «Об образовании». Требования Закона «Об образовании» включают активную деятельность студенческого самоуправления в планировании и организации учебно-воспитательного процесса. Системообразующей основой гуманитарной (социокультурной) воспитывающей среды является формирование сотрудничества (взаимодействия) студентов и профессорско-преподавательского состава факультета в разнообразных сферах общественно-организационной, научно-познавательной, духовно-нравственной деятельности. На факультете взаимодействие осуществляется по следующей схеме (Рис. 1):


Рис. 1. Взаимодействие в социально-воспитательной работе

В качестве теоретической основы воспитательной работы выступают педагогические, психологические и социологические теории и концепции непрерывного образования, деятельностного и культурологического подходов к становлению личности, личностно-ориентированного образования и воспитания, социального развития молодежи и т.д.

Направления воспитания являются конкретным воплощением содержания воспитательной работы факультета и охватывают основные сферы жизни и деятельности.

В основных направлениях в сжатом виде выражается содержание, определяются общие формы и методы воспитательной работы.

Содержание воспитательной работы может быть представлено в трёх ведущих направлениях:

• Профессионально-трудовое воспитание студентов.

• Гражданско-правовое воспитание студентов.

• Культурно-нравственное (общекультурное) воспитание студентов.

Мероприятия на факультете планируются исходя из следующих направлений воспитательной работы:

  1. Организационная работа
  2. Духовно-нравственное воспитание
  3. Гражданско-патриотическое и правовое воспитание
  4. Культурно-эстетическое воспитание.
  5. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни.
  6. Социальная поддержка студентов.
  7. Деятельность органов студенческого самоуправления.
  8. Организация деятельности кураторов академических групп.
  9. Организация воспитательной работы в общежитиях университета.

Содержание воспитания, выраженное в направлениях воспитательной работы, конкретизируется в Общем плане воспитательной работы факультета.

 

Направления внеучебной работы со студентами

 • Проведение культурно-массовых, физкультурно-спортивных, научно-просветительских мероприятий, организация досуга студентов:

  1. Организация и проведение праздничного мероприятия на кафедрах «Посвящение в специальность»
  2. Торжественное собрание на факультете, посвященное «Дню учителя»
  3. Мероприятия, посвященные борьбе со сквернословием
  4. Цикл мероприятий, посвященных празднованию знаменательных дат
  5. Проведение факультетского смотра-конкурса «Таланты первокурсников», участие победителей факультетского конкурса в гала-концерте «Таланты первокурсников»
  6. Конкурсная программа «Представление у новогодней ёлки»
  7. Участие в конкурсе профоргов «Верёвочный курс»
  8. Организация и проведение конкурсной программы «Посвящение в студенты»
  9. Организация театрализованного поздравления преподавателей факультета с Днём учителя
  10. Организация конкурса стенгазет, посвященных Дню учителя
  11. Осуществление взаимодействия с образовательными учреждениями (Разуменским детским домом, Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних Белгородского района и др.)
  12. Организация участия в тренинге-подготовке к конкурсному отбору в рамках Федеральной стипендиальной программы В. Потанина
  13. Организация конкурсных игровых программ для детей Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Белгородского района
  14. Новогоднее поздравление воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Белгородского района (п. Разумное).
  15. «Татьянин День». Поздравление студентов факультета с днём российского студенчества. Заседание дискуссионного клуба «История студенчества, имидж современного студента».

• Создание творческих, физкультурных и спортивных объединений и коллективов, объединений студентов и преподавателей по интересам и организация их работы (работа проблемных групп, деятельность танцевальных коллективов Стрит Денс, Эглесия);

• Проведение мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание студентов;

• Организация работы по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и ВИЧ-инфекции среди студентов (мероприятия в рамках месячника по профилактике наркомании и СПИДа: смотр-конкурс студенческих плакатов; кураторские часы на тему: «Мы выбираем здоровье. Наркотикам - нет!»);

• Изучение проблем студенчества и организация психологической поддержки, консультационной помощи (мониторинг адаптации студентов-первокурсников; выявление интересов, трудностей в процессе обучения);

• Пропаганда физической культуры и формирование потребности в здоровом образе жизни (организация спортивно-оздоровительной деятельности на факультете, организация участия в межфакультетских соревнованиях);

• Содействие в работе студенческим клубам и объединениям (участие в добровольческих акциях «Мы рядом», «Раскрасим мир вместе», «Тёплым словом – добрым делом», «Посылка солдату»);

• Поиск и внедрение новых технологий, форм и методов внеучебной деятельности.

Организация внеучебной работы со студентами факультета дошкольного, начального и специального образования реализуется на пяти основных уровнях управления: на уровне вуза, Педагогического института, факультета, кафедры, группы.

На факультете дошкольного, начального и специального образования взаимодействуют заведующие кафедрами, заместители декана, кураторы, студенческий совет, актив группы.

Руководящим органом студенческого самоуправления является студенческий совет. В состав студенческого совета входят ответственные за культурно-досуговую, научную и учебную деятельность, информационную, волонтёрскую, профсоюзную, трудовую, физкультурно-оздоровительную деятельность, а также ответственный за связь с общеобразовательными, культурно-просветительскими и социальными учреждениями. Возглавляет работу актива председатель студенческого совета, который согласовывает деятельность студенческого самоуправления с деятельностью председателя профсоюзного бюро факультета. Студенческое самоуправление, представленное студенческим советом, действует на факультете дошкольного, начального и специального образования в целях защиты прав, реализации интересов, развития творческого потенциала студентов, активизации студенческой жизни, более четкой организации учебно-воспитательного процесса, координации совместных действий со структурами НИУ «БелГУ».

Для стимулирования работы преподавателей и студентов факультета дошкольного, начального и специального образования по организации внеучебной работы предусмотрено моральное и материальное стимулирование:

- награждение дипломами, грамотами, свидетельствами победителей и участников мероприятий;

- объявление благодарности от имени ректора преподавателям, сотрудникам и студентам за активное участие в организации внеучебной работы на факультете, в вузе в целом;

- материальное стимулирование организаторов и участников внеучебных мероприятий производится при наличии соответствующих средств в университете.

Принцип системности в организации социально-воспитательной работы способствует достижению высоких результатов студентов во внеучебной деятельности. По результатам учебной, научно-исследовательской деятельности, культурно-массовой деятельности студентам факультета назначается государственная академическая стипендия, увеличенная в размере. По результатам весеннего семестра 2014-2015 года 28 студентов факультета получают такую стипендию. Студенты факультета дошкольного, начального и специального образования ежегодно становятся победителями конкурса Фонда «Поколение» «Лучший студент года». В 2014-2015 учебном году такой стипендией были награждены студенты выпускных курсов Виктория Очкасова (гр. 02021105) и Ксения Кальницкая (гр.02021001). Стипендия Губернатора Белгородской области лучшим студентам, обучающимся по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогика», была назначена Кристине Бережной (гр. 02020908), Эвелине Ивановой (гр. 02021206), Ксении Киугель (гр. 02021206), Людмиле Половченко (гр. 02021102), Александре Шульгиной (гр. 02021303). Ледочкова Маргарита (гр. 02021104) получала стипендию ректора НИУ «БелГУ».

В 2014-2015 году студенты факультета добивались высоких результатов в творческих конкурсах различных уровней. Так, 1 место в номинации «Вокал» университетского конкурса «Таланты первокурсников» заняла Александра Чарикова (гр. 02021406); 2 место в номинации «Художественное чтение» заняла Виктория Анцупова (гр. 02021403).

Команда «Zoiy» заняла 2 место в командной межфакультетской игре Педагогического института «Зимний квест-2015»; 2 место в видеоконкурсе, посвященном Дню матери, проводимом профкомом НИУ «БелГУ». Команда факультета получила диплом 2 степени в номинации «Пасхальные расписные яйца» ежегодного пасхального студенческого конкурса в рамках месячника духовно-нравственной направленности «Пасхальным светом освещен наш храм науки».

Мария Моршнева (гр. 02021406) – победитель конкурса стихотворений и песен «Память о великой войне», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне; Александра Скрыпцова (гр. 02021401) заняла 3-е место в университетском фотоконкурсе, приуроченном к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Таким образом, социально-воспитательная работа позволяет студентам не только реализовать себя в различных видах деятельности, но и способствует формированию профессиональной педагогической культуры будущих специалистов.

Информация предоставлена зам. декана по СВР доц. Н.М. Ильенко 01.04.2017 г.