Организация социально-воспитательной работы на факультете
- Подробности
- Обновлено 23.11.2022 10:06
- Автор: Стариченко Д.Е. доцент кафедры ТПиМНОиИЗО
Основным направлением образовательной деятельности университета является воспитательная работа. В основу воспитательной работы факультета дошкольного, начального и специального образования педагогического института положен ряд принципиальных идей, отражающих современные тенденции развития мирового и российского высшего образования. Это идеи демократизации процесса образования, социокультурной толерантности, гуманизации и гуманитаризации процесса подготовки профессионалов высшей квалификации.
В процессе обучения на факультете дошкольного, начального и специального образования педагогического института каждому студенту предоставляются условия для:
- интеллектуального развития,
- культурного и нравственного развития,
- получения высшего образования и квалификации в соответствии со способностями, знаниями и желаниями,
- обеспечения качества образования, повышающего профессиональную мобильность и социальную защищенность личности в условиях рыночной экономики,
- социализации,
- гражданского становления,
- обретения общественно-значимых ценностей.
Организация воспитательной работы строится с учетом реалий развития страны, региона, системы образования, конкретных групп населения и имеет социально-адаптационную (подготовка студентов к жизни в современном обществе) и профориентационную (открывающую возможности для самореализации в избранном направлении профессиональной деятельности) направленность.
Социальная работа в неразрывной связи с воспитательной работой предполагает организацию взаимодействия со студентами, в том числе и с социально незащищённой их категорией, с целью выявления их социально-бытовых условий, возникающих трудностей, привнесения целесообразных изменений и преобразований в их жизнедеятельность.
Необходимым условием реализации функций воспитательной работы является создание гуманитарной (социокультурной) воспитывающей среды, направленной на формирование системы взглядов и качеств личности, требуемых обществом и государством согласно Закону РФ «Об образовании». Требования Закона «Об образовании» включают активную деятельность студенческого самоуправления в планировании и организации учебно-воспитательного процесса. Системообразующей основой гуманитарной (социокультурной) воспитывающей среды является формирование сотрудничества (взаимодействия) студентов и профессорско-преподавательского состава факультета в разнообразных сферах общественно-организационной, научно-познавательной, духовно-нравственной деятельности.
В качестве теоретической основы воспитательной работы выступают педагогические, психологические и социологические теории и концепции непрерывного образования, деятельностного и культурологического подходов к становлению личности, личностно-ориентированного образования и воспитания, социального развития молодежи и т.д.
Направления воспитания являются конкретным воплощением содержания воспитательной работы факультета и охватывают основные сферы жизни и деятельности.
В основных направлениях в сжатом виде выражается содержание, определяются общие формы и методы воспитательной работы.
Содержание воспитательной работы может быть представлено в трёх ведущих направлениях:
• Профессионально-трудовое воспитание студентов.
• Гражданско-правовое воспитание студентов.
• Культурно-нравственное (общекультурное) воспитание студентов.
Мероприятия на факультете планируются исходя из следующих направлений воспитательной работы:
- Организационная работа
- Духовно-нравственное воспитание
- Гражданско-патриотическое и правовое воспитание
- Культурно-эстетическое воспитание.
- Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни.
- Социальная поддержка студентов.
- Деятельность органов студенческого самоуправления.
- Организация деятельности кураторов академических групп.
- Организация воспитательной работы в общежитиях университета.
Содержание воспитания, выраженное в направлениях воспитательной работы, конкретизируется в Общем плане воспитательной работы факультета.
Направления внеучебной работы со студентами
• Проведение культурно-массовых, физкультурно-спортивных, научно-просветительских мероприятий, организация досуга студентов:
- Организация и проведение праздничного мероприятия на кафедрах «Посвящение в специальность»
- Торжественное собрание на факультете, посвященное «Дню учителя»
- Мероприятия, посвященные борьбе со сквернословием
- Цикл мероприятий, посвященных празднованию знаменательных дат
- Проведение факультетского смотра-конкурса талантов первокурсников "Первокурсная жемчужина", участие победителей факультетского конкурса в гала-концерте «Таланты первокурсников»
- Конкурсная программа «Представление у новогодней ёлки»
- Участие в конкурсе профоргов «Верёвочный курс»
- Организация и проведение конкурсной программы «Посвящение в студенты»
- Организация театрализованного поздравления преподавателей факультета с Днём учителя
- Организация конкурса стенгазет, посвященных Дню учителя
- Осуществление взаимодействия с образовательными учреждениями (Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних Белгородского района и др.)
- Организация участия в тренинге-подготовке к конкурсному отбору в рамках Федеральной стипендиальной программы В. Потанина
- Организация конкурсных игровых программ для детей Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Белгородского района
- Новогоднее поздравление воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Белгородского района (п. Разумное).
- «Татьянин День». Поздравление студентов факультета с днём российского студенчества. Заседание дискуссионного клуба «История студенчества, имидж современного студента».
• Создание творческих, физкультурных и спортивных объединений и коллективов, объединений студентов и преподавателей по интересам и организация их работы (работа проблемных групп, деятельность танцевальных коллективов );
• Проведение мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание студентов;
• Организация работы по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и ВИЧ-инфекции среди студентов (мероприятия в рамках месячника по профилактике наркомании и СПИДа: смотр-конкурс студенческих плакатов; кураторские часы на тему: «Мы выбираем здоровье. Наркотикам - нет!»);
• Изучение проблем студенчества и организация психологической поддержки, консультационной помощи (мониторинг адаптации студентов-первокурсников; выявление интересов, трудностей в процессе обучения);
• Пропаганда физической культуры и формирование потребности в здоровом образе жизни (организация спортивно-оздоровительной деятельности на факультете, организация участия в межфакультетских соревнованиях);
• Содействие в работе студенческим клубам и объединениям (участие в добровольческих акциях «Мы рядом», «Раскрасим мир вместе», «Тёплым словом – добрым делом», «Посылка солдату»);
• Поиск и внедрение новых технологий, форм и методов внеучебной деятельности.
Организация внеучебной работы со студентами факультета дошкольного, начального и специального образования педагогического института реализуется на пяти основных уровнях управления: на уровне вуза, педагогического института, факультета, кафедры, группы.
На факультете дошкольного, начального и специального образования педагогического института взаимодействуют заведующие кафедрами, заместители декана, кураторы, студенческий совет, актив группы.
Руководящим органом студенческого самоуправления является студенческий совет. В состав студенческого совета входят ответственные за культурно-досуговую, научную и учебную деятельность, информационную, волонтёрскую, профсоюзную, трудовую, физкультурно-оздоровительную деятельность, а также ответственный за связь с общеобразовательными, культурно-просветительскими и социальными учреждениями. Возглавляет работу актива председатель студенческого совета, который согласовывает деятельность студенческого самоуправления с деятельностью председателя профсоюзного бюро факультета. Студенческое самоуправление, представленное студенческим советом, действует на факультете дошкольного, начального и специального образования в целях защиты прав, реализации интересов, развития творческого потенциала студентов, активизации студенческой жизни, более четкой организации учебно-воспитательного процесса, координации совместных действий со структурами НИУ «БелГУ».
Для стимулирования работы преподавателей и студентов факультета дошкольного, начального и специального образования педагогического института по организации внеучебной работы предусмотрено моральное и материальное стимулирование:
- награждение дипломами, грамотами, свидетельствами победителей и участников мероприятий;
- объявление благодарности от имени ректора преподавателям, сотрудникам и студентам за активное участие в организации внеучебной работы на факультете, в вузе в целом;
- материальное стимулирование организаторов и участников внеучебных мероприятий производится при наличии соответствующих средств в университете.
Принцип системности в организации социально-воспитательной работы способствует достижению высоких результатов студентов во внеучебной деятельности.
Таким образом, социально-воспитательная работа позволяет студентам не только реализовать себя в различных видах деятельности, но и способствует формированию профессиональной педагогической культуры будущих профессионалов.
Информация предоставлена зам. декана по СВР доц. Н.М. Ильенко 21.11.2022